Статья Костиной Т.Н.

Загрузка ...

«Очевидное – невероятное!»

 

Костина Т.Н. – художественный руководитель ТСК «Вдохновение. Доцент кафедры хореографии и современного танца Санкт-Петербургского Университета искусств; Судья Международной категории по спортивным танцам.

 

Уважаемые родители!

 

Я «перекопала» научный материал по медицине, педагогике и психологии, стараясь выбрать для Вас наиболее интересные факты. Вы получите знания, которые должны помочь Вам в психологическом воспитании ребёнка. Вы получите знания, которые  дадут Вам возможность сориентироваться в выборе спортивных развивающих занятий для него. Хочется верить в то, что Вы до конца прочтёте и изучите эту статью, не смотря на излишнюю «научность» текста!  Надеюсь, она вооружит Вас нужными знаниями в новом разделе развивающейся науки -  Нейропсихологии. Поможет осознанно сделать решительный шаг  в пользу физического и эмоционального развития Своего ребёнка!

 «Нейропсихология детского возраста – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она приобретает все большую популярность  для подбора  методов  воспитания, в связи с дефицитом психологической деятельности у детей, связанной  с  той или иной мозговой недостаточностью»  (А.В. Семенович).

Психологические функции не даны ребенку изначально. Они преодолевают  длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И путь этот  - не прямая линия. В какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений и т. д.). Самое удивительное то, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются и создают целостный ансамбль психической деятельности, способной адекватно реагировать на требования, которые предъявляются ребенку учителем, окружающим миром, и прежде всего социальным окружением (коллективом). Для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса мозговых образований к его обеспечению. Формирование мозговой организации психических процессов происходит от стволовых и подкорковых образований в коре головного мозга, от правого полушария к левому. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребёнка зависит от того, как развиты у него отделы головного мозга и востребованы ли они. Если мозг и его психическая деятельность НЕ ВОСТРЕБОВАНА – наблюдается искажение и торможение психики, её функциональные деформации и даже дистрофия мозга на нейронном уровне. ВЫВОДЫ:  Исследования нейро-эволюции психики ребёнка (от  года до 10 лет), в пользу её связи с физическим и эмоциональным развитием, изучение человеческого мозга и вопросов развития сознания, привели учёных  Калифорнийского Университета к выводу, - что развитие мозга у детей зависит не только от игры в шахматы и решения математических задач, а от его ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ!!! Становится ясным роль физического движения и эмоционального - музыкального воспитания ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте – (спортивные танцы)!

 

ЧТО ТАКОЕ СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ?

ХОРЕОГРАФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ТАНЦАМ С ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА – БЛАГОТВОРНО ВЛИЯЕТ НА ФОРМИРОВАНИЕ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА, СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ!

Процесс обучения танцам – это уникальная возможность развить эстетический вкусу Вашего ребенка. Кроме того, занятия танцами – это возможность развить творческие особенности Вашего чада, которые впоследствии могут проявиться не только в любви к спорту, в любви к искусству в целом, но и поможет правильно сориентироваться в выборе будущей профессии (дисциплинированность, целеустремлённость). Кроме того, профессиональное обучение танцам дает возможность с самых первых лет жизни научить ребенка жить в социуме, учиться и общаться в коллективе, т.е. сделает ребенка более коммуникабельным, а ведь без этих навыков в современной жизни просто не обойтись! Результат обучения танцевальному спорту - своего рода «обратная связь»: Мы работаем над развитием тела, а оно нам возвращает равновесие «Духа»!
Система упражнений в танцах развивает психофизический аппарат ученика - ведет к формированию правильной осанки, пластичности и естественной грации.
А дальше происходит закономерная связь: отточенная координация движений тела начинает влиять на разум, сознание и эмоциональный интеллект! - Способность чувствовать и распознавать эмоции других людей, эмоционально реагировать на события и оказывать эмоциональную поддержку окружающим – вот немногие составляющие эмоционального интеллекта. Последние исследования Наших нейрофизиологов (Анохина К.) показывают, что наибольшего успеха в жизни и работе достигают люди, у которых высокий показатель эмоционального интеллекта,  а не IQ (собственный интеллект).

ТАНЕЦ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

ТАНЕЦ -  представляет собой фундаментальную форму самовыражения людей, которая развивалась совместно с музыкой, как способ рождения ритма. По сути, танец является «жестовым» языком – развивает мелкие движения кистей рук (это пригодится нам для письма). Танец имеет огромные возможности «изображать» и «подражать». Это позволяет предполагать, что танец играет роль ранней формы речи.  Исследования ученых показали, ЧТО ДВИЖЕНИЯ НОГАМИ АКТИВИЗИРУЮТ «зону БРОКА» - зона связана с произнесением речи. Была выдвинута гипотеза, что эта зона мозга «чрезвычайно важна  для обучения и необходима для распространения культуры». «И еще, исполнение танца, как и повторение движений пальцами, требует, чтобы мозг в правильном порядке расположил отдельные элементы танца, подобно тому, как зона Брока позволяет нам правильно ставить друг за другом слова и фразы» (Черниговская Т.)

КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКИ ПРОИСХОДИТ ОБУЧЕНИЕ ТАНЦУ?

 

Ребенок слышит рассказ о том, что он сейчас будет делать (работает ствол мозга). Ребенок видит, как он должен сделать (работает ствол мозга). Ребенок пробует двигательную программу, с которой его познакомили (работает подкорка). Потом эту программу облекли в ритм (развивается правое полушарие). Затем ритм соединили с музыкой (развивается левое полушарие).

Все это делается не изолированно, но и не одновременно, а поэтапно, вовлекая все новые и новые структуры МОЗГА в работу по созданию двигательных программ, называемых танцем. Музыка, ритм, вибрация тела активизируют все структуры головного мозга, нервную систему,  в том числе и иммунологическую - (реальная польза и лечебно – профилактический эффект).

По данным медицинской школы Вашингтонского Университета, занятия танцами улучшает подвижность суставов и позвоночника, увеличивает  «жизненную» энергию (снимают энергетические и психологические блоки), улучшают обмен веществ, т.е. происходит общее оздоровление организма. С помощью регулярной танцевальной практики возможно добиться ранее недоступных результатов в духовном развитии ребёнка, «успокоения ума», нервной системы (у гипер-активных детей).

РАССМОТРИМ ВСЁ ПО ПОРЯДКУ:

            Мышцы. Трудно сказать, какое количество мышц не участвует в производстве танца. Мышцы ног – да. Рук – да. Спины – да. Шеи – да. Лица – да. Важно, что все они подчинены одному ритму, мелодике, замыслу и т.д. У каждого вида мышц свое представительство в мозге.

            Исследователи Дартмутского колледжа подчеркивают тот факт, что обучение сложной последовательности движений активизирует моторную систему мозга, которая  ответственна за планирование движения и формирование двигательного образа -  (развивается образное мышление, которое пригодится будущему учёному, педагогу, юристу, и тем более артисту)!!!

            Три минуты хорошего танца по энергетическим затратам соответствуют бегу на 800 метров. А эмоции только облагораживают этот достаточно напряженный физический труд.

            Ствол мозга. Через него проходят проводящие пути, несущие информацию от всех внутренних органов, мышц, анализаторов. Восходящая информация активизирует кору и прямо связана с функцией внимания, памяти, воли и опосредованно – с мышлением и речью. Эти пути предназначены также для «доставки» программ, которые посылаются в обратном направлении – корой к исполнительным органам. И уже здесь происходит коррекция программ в случае их сбоя. Подыскивается оптимальный вариант, который приблизит его к норме. Ствол разделяет оба полушария, но также и объединяет их.

            Кора. Является высшим отделом мозга, поэтому играет основную роль в формировании высших психических функций. Танцевальный образ, как и любой другой, создается корой и развивает ее.

            Подкорка. Роль подкорки в реализации психологических функций трудно переоценить. Анатомически она чрезвычайно сложна, составлена разными структурами мозга. Подкорка многофункциональна, поскольку она обеспечивает:

- координацию сложных двигательных актов;

- процессы ауторегуляции в организме (обмен веществ; иммунная, гормональная системы; биоритмические процессы и т.п.);

- включение подсознательных и бессознательных процессов психической деятельности.

            Набор базальных ядер - скопление серого вещества. Предназначение ядра – обеспечить координацию деятельности в теле, чтобы движение было полноценным. Самая высокоорганизованная двигательная функция – речевая.

            Координация. Она обеспечивает:

- пластичность, способность изгибаться, принимать различные конфигурации;

- метричность – соразмерность движений;

- ритмичность: что бы мы ни совершали – все в ритме. Ритм – основа жизни.

            Все черепно-мозговые ядра имеют мощные связи между собой: таламус, полосатое тело, бледный шар, винтикулярное ядро, лабиринт, мозжечок.

            Пластика достигается содружественным действием стриатума (полосатое ядро) и палетума (бледный шар). Полосатое ядро отвечает за микромоторику (письмо).

            За движение с большой амплитудой, т.е. за макроматорику, отвечает бледный шар.

            К примеру, Венский вальс при всем том, что это согласованная работа многих органов и структур мозга, - танец стриатума. Мелкие, чёткие, ритмизированные повороты, практически на одном уровне над полом. Партнеры кружатся вокруг своей оси и по залу. Поскольку ритм очень быстрый, необходимо полное взаимопонимание партнеров, немалое количество тренировок, чтобы каждый из партнеров нашел свою правильную позу, идеальную точку равновесия (выработка навыка).

            Медленный вальс, или вальс-бостон, - это танец палетума. Медленный и очень красивый танец. В нем качающие движения вперед и назад перемежаются с кружением, но для достойного его исполнения еще необходимо овладеть спуском и подъемом, которые помогают удлинить шаг и придать танцу необычайную выразительность. Здесь используются движения с большой амплитудой.

 

МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, ЧТО ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ СВОЕОБРАЗНОЙ НЕЙРОРЕАБИТАЦИЕЙ ПОСЛЕ ТРУДНОГО УЧЕБНОГО ДНЯ.

Приучение к ситуации. От занятия к занятию ребёнок приучается к ситуации. Так рождается механизм привыкания к трудностям. Тренинг – основа пластичности.

Реальная польза - увернуться от опасности.

Нужно с детства заботиться о пластичности. Важна и эстетика: танцуешь красиво – ходишь красиво - сидишь прямо (красиво).

            Мозжечок. Обеспечивает тактику движений. Он является своего рода дирижером, наблюдающим за информацией, поступающей от различных областей мозга, и помогающей согласовывать выполняемые действия. Ритм и темп в музыке во время танца стимулирует таламус в головном мозге.

            Таламус. Таламус и гипоталамус составляют общий деятельный комплекс. Он предназначен для адаптации основных процессов внутренней среды к условиям внешнего мира. Этот комплекс осуществляет гомеостаз – равновесие внутренней и внешней среды организма. К гипоталамусу примыкает главная гормональная железа – гипофиз. Он также участвует в регуляции вегетативной нервной системы (кровообращения, дыхания, сердцебиения, обменных процессов и т.п.).

            По мнению нейрофизиолога (Н.А.Бернштейна), функциональная активность этой области мозга поддерживается простейшими равномерно повторяющимися ритмическими раздражающими импульсами. К ним относятся: дыхание, сердцебиение, перестальтика кишечника, кровеносных сосудов, ползание, ходьба, бег.

Танцы относятся к высшему «пилотажу»!

            Ползал ли ребёнок?

«Если нет, значит, выпадает целый кусок цикличности в становлении многих функций. У таких детей вовремя не формируется таламус (зрительные бугры, основная часть промежуточного мозга). Это главный подкорковый центр, направляющий импульсы всех видов чувствительности, - температурной, болевой и др., к стволу мозга, подкорковым узлам и коре больших полушарий. Часто при сборе анамнеза у плохо говорящих и заикающихся детей отмечается либо короткий период ползания, либо вообще отсутствие такого» (Орлова Т. – врач-логопед, нейрореабилитолог диагностического детского центра, г. Краснодар).

            Из лекций врача Т. Г. Визель:

«Поэтому так важно активно ползать, вовремя пойти, начать бегать, начать танцевать. Недостаток в ритмических «допингах» нередко приводит к извращенным способам их «добора». Так, всем известны дети, которые сосут палец, пеленку; грызут ногти; занимаются онанизмом. - В подростковом возрасте это не страшно (снимает излишнее напряжение), а в младших классах – должно насторожить и заставить родителей обратиться к нейропсихологу.

Т.о., мы делаем вывод, что гипоталамическая область мозга имеет непосредственное влияние на формирование психики ребенка и составляет важное звено в его развитии в целом».

            Не меньшее значение эта зона имеет для взрослого человека. Приостанавливает старение. Через движение идет воздействие на структуры, ведающие увяданием. Всем известны примеры долгожительства известных актёров - балетных танцовщиков

(Галина Уланова – 88 лет, Игорь Моисеев – 102 года!) !

            Человек рождается с незрелым таламусом. Только через движение стимулируется созревание и развитие связей таламуса с другими структурами мозга.

Путь коррекции – занятие танцами!!!

             

Степень зрелости и возрастные параметры:

            Мозг ребенка мало чем отличается от мозга взрослого человека, различия определяются только в функционировании. И вот здесь они велики.

            Ребенок обучается танцам не задумываясь - «берет с лёту»; фиксирует, используя так называемую реакцию следования, или импринтинг. Взрослый учит танцы, опираясь уже на жизненный опыт, двигательные программы и аналитику, выстроенную прижизненно. Импринтинг у взрослых уходит, освобождая место аналитизму. Он же закрывает и механизмы - «следуй за мной». Взрослому необходимо все пропустить через голову, т.е. построить программу в голове, а потом впустить ее в тело.

            Детский мозг имеет те же блоки и зоны, что и взрослый, но включаются они постепенно. И если мозг, его структуры не получают определенных стимулов из внешней среды, то они могут остаться бездействующими, не имея никаких анатомических повреждений.

 

БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ УЧАСТКОВ МОЗГА СПОСОБНА ВКЛЮЧИТЬСЯ ТОЛЬКО В ДЕТСТВЕ!

 

«В зрелом возрасте они только дозревают, используя приобретенное в детстве.

То, что упущено в детстве, закрывает путь к овладению многим. Существуют способы, «обойти» то, что было упущено, но неизбежна потеря во времени, а часто и в качестве. Понятно, какую огромную роль, едва ли не самую главную, играет физическое воспитание!» - (Т.Визель).

Внутри Нас находятся несметные сокровища, которые только и ждут, чтобы наполнить жизнь радостью, удачей, успехом и счастьем.

Природа дает счастливое гармоничное содружество всего организма и психики.

Создание шедевра предполагает  - Трудолюбие.  Терпение.  Талант.

Как мы видим, талант стоит не на первом месте.

Неизвестно, что лучше:  Легко получить и быстро забыть,

или, с Трудом получив,  запомнить навсегда.

А талант?  Талант – должен «родиться»……. - от трудолюбия!

 

Если Вы хотите постичь искусство гармонизации со всем миром:

людьми, природой, музыкой, высшими силами…….

Тогда мы приглашаем Вас в МИР СПОРТИВНОГО ТАНЦА!

Вам предлагается записать ребёнка в танцевально-спортивную школу «Вдохновение» на базе вашей же школы. Удобное расположение, родные стены и  высококвалифицированные педагоги помогут вашему ребенку получить максимум удовольствия от увлекательного процесса обучения.

Ждём Вас на уроках!!!

 

Теперь  несколько слов и мыслей «о мнимой пользе» компьютера:

 

Привожу отрывок из статьи Доктора биологических наук  ( Т. Черниговской ) : «Я бы этот вопрос развернула в психологическую плоскость: погружение огромного числа людей  в виртуальные миры -  весьма опасная вещь, которая влияет на психику. В том смысле, что в виртуальных мирах нет смерти:  компьютеры  можно включить и выключить. И там нет никакой ответственности:  ты можешь быть невидимкой, менять свои роли, и нужен очень сильный характер, чтобы переключиться из виртуального мира в реальный.  А этого большинство людей не может.  Многие в реальном мире продолжают жить так, как будто они находятся внутри экрана. Не говоря уже про детей, выросших на компьютерных играх, -

они превращаются в АУТИСТОВ. У них неадекватная психика;  у них впоследствии нарушена, в широком смысле этого слова, сексуальная жизнь, точнее гендерное поведение - они не умеют общаться с реальными людьми, они привыкли общаться с покорным компьютером. Я бы даже сказала, что свойственная компьютерному миру культура гипертекстов ( вещь, конечно, замечательная, потому что в течении двух минут можно получить ответ на миллион вопросов), -  по-своему опасна, потому что эти ответы очень поверхностны. Часто люди вместо того, чтобы читать весь текст, не перегружаясь вообще ни на какую глубину, выискивают только интересные места.

 

Это ведет к оскудению мышления, многие уже перестали понимать, что ЗНАНИЯ ДАЮТСЯ ТРУДОМ

АУТИЗМ – комплексное нарушение, являющееся симптомным проявлением дисфункции мозга. Речь идет о детях с особой, недостаточно ясной патологией нервной системы, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром, и прежде всего с человеком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствуя его социальной адаптации.

Ребенку категорически надо читать  сказки, стихи и посещать театры!!!

 

Какова роль чтения в жизни человека?

В ответ на вопрос: «Что лучше, почитать книжку или об этом посмотреть фильм?» - одна маленькая девочка сказала, «что книжка лучше», потому что читать ее можно долго, «а фильм раз – и кончился!» Читая, мы можем сколь угодно долго задерживаться на ассоциациях, которые возникли и побудили чувства сильные и нежные, грустные и восторженные, мы можем к ним вернуться тут же или спустя некоторое время. Мы можем долго и тщательно рассматривать иллюстрации, повторяя слова из текста. Зрительный образ иллюстрации облекается в словесный, вербальный. Расширяются, таким образом,  словарь и кругозор. Наполняется содержанием правое полушарие. В этом кроются огромные возможности для работы мысли, воспитания чувств ребенка, усвоения им знаний и нужного опыта. Чего нельзя сказать о зарубежных мультфильмах про черепашек-ниндзя и прочих отрицательных образах.

 

Развитие ребенка всегда идет вслед за его обучением, а не наоборот. Обучение, а значит, и интеллектуальное развитие детей идет с первых вздохов малыша.

Вредно как запаздывание развития, так и его опережение. Рано читающие, рано пишущие, и математически одаренные дети, проявляют редкую неприспособленность в быту и эмоциональную незрелость. Они не умеют сочувствовать, сопереживать, соотносить свои потребности с возможностями ближайшего окружения близких им людей!